МБДОУ детский сад №8 г.Самара. Логопедическая группа "СОЛНЫШКО"

Уровень развития речи ребёнка подготовительной логопедической группы

Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого ребёнка подготовительной группы имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности в состоянии уровня сформированности  устной речи детей.

Произношение звуков.

У тех детей, которые ранее получали логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы: Ш, Ж, Ч, Ц, Р, РЬ, Л, часть детей может уже иметь норму произношения всех звуков. У детей первого года обучения патология серьёзнее и охватывает не 2, а 4 – 5 групп звуков. У всех детей здесь будет отмечаться смешение (на слух и в произносительном плане) близких артикуляционно и акустически звуков.

Слоговая структура.

В отличие от начальных этапов обучения, к подготовительной  группе слоговая структура и звуконаполняемость речи ребёнка искажаются только в словах, содержащих 4 – 5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков. Дети, ранее обучающиеся у логопеда,  имеют представления о гласных звуках  и о слогах, умеют, как правило,  делить слова различной слоговой структуры  на слоги,  однако остаются трудности в определении количества слогов в словах со стечением согласных.

Словарный запас.

К этому возрасту словарь дошкольников значительно наполнен. Однако, по-прежнему отстаёт  от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, зачастую в речи детей отсутствуют сложные слова, притяжательные прилагательные и приставочные глаголы.  Дети не всегда полно и точно объясняют значение знакомого им слова.

Грамматический строй речи.

Здесь наблюдается снижение количества аграмматизмов: у детей второго или третьего года обучения,  из-за большего количества новых слов появляется возможность для  правильного словообразования  и словоизменения. Ребёнок может уже строить фразу самостоятельно и включать в неё до двух определений. Однако в  предложениях у большей части детей продолжает встречаться нарушение согласования прилагательного  и числительного с существительным. Зачастую воспитанники путаются в употреблении сложных предлогов ИЗ-ЗА и ИЗ-ПОД, а также в дифференциации сложных предлогов и их компонентов.  Все перечисленные ошибки особенно характерны для дошкольников, ранее не получавших логопедическую помощь. Все дети  затрудняются в построении сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

Связная речь.

Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы, естественно, отражаются на связной речи дошкольников. Как правило, та группа детей, которая получала помощь у логопеда,  может в подготовительной группе составить описательный рассказ, по опорам и без них, разложить серию из 5 – 6  картин и самостоятельно составить рассказ,  пересказать небольшой рассказ, но речь  остаётся несовершенной.  Рассказы бедны, неполны, недостаточно развёрнуты, непоследовательны, состоят из простых предложений, содержат аграмматизмы.

Обучение грамоте.

В подготовительной к школе  группе логопед проводит занятия по обучению грамоте. И здесь сталкивается с огромной проблемой: дети настолько различны в своей подготовке, что требуют работы только по подгруппам, а зачастую,  и индивидуальных дополнительных занятий, чтобы восполнить пробелы в знаниях новых детей. Таких малышей приходится учить  азам звукового анализа, тогда как, первая группа нуждаются лишь в закреплении знаний.

Необходимо помнить о том, что для грамотного чтения и письма недостаточно знать буквы, нужно ещё иметь чёткие представления о том, из каких элементов состоит  буква, как она расположена в пространстве, как из букв составлять слова, а потом из слов предложения.

Существенную роль играет развитие высших психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. Это внимание, память и словесно-логическое мышление.

Снижение  показателей словено-логического мышления  у части детей носит вторичный характер, т.е. затруднение вызывает зачастую не выделение лишнего предмета из одной лексической группы, например, овощи – фрукты, одежда – обувь, и т.д., а  те же задания, но сопряженные  с рассуждением, умозаключением, опосредованными выводами. Без специального длительного обучения дети с ОНР вряд ли отгадают непривычную загадку, объяснят смысл  пословицы. В то же время, совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно  без  анализа, синтеза, сравнения, обобщения – то есть основных операций мышления.

Решить объём перечисленных задач возможно только при условии квалифицированного, комплексного  и систематического специального обучения дошкольников.

 
20 декабря 2013 в 23:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.