МБДОУ детский сад №8 г.Самара. Логопедическая группа "СОЛНЫШКО"

Коммуникативно-речевая готовность ребёнка к школе

Коммуникативно-речевая готовность – это новый термин, который всё чаще слышат родители современных первоклассников. Более привычно для родителей понятие «речевой готовности» ребёнка, которое включает в себя:

· чистое произношение всех звуков родного языка (даже в сложных словах), например, в скороговорках;

· умение определять место звука в слове и характеристику этих звуков: согласный        \гласный, твёрдый\мягкий;

· умение делить слова на слоги, называть ударный слог;

· умение обобщать одним словом группы предметов, например, яблоко и апельсин – это фрукты;

· умение перечислять по порядку последовательности, например, времена года, дни недели;

· умение рассказывать и пересказывать тексты различной сложности; строить высказывания в соответствии с нормами и правилами родного языка.

  В последнее время акцент переносится на коммуникативную составляющую готовности к школе, поскольку современное информационное общество требует от личности школьника ряд новых умений, в первую очередь, коммуникативных:

· устанавливать контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми;

· задавать вопросы, обращаться за помощью при поиске и сборе информации;

· договариваться и обозначать проблему в конфликтной ситуации;

· озвучивать свою точку зрения и дать возможность сделать это собеседнику, а также сопоставить несколько точек зрения;

· владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.;

· владеть элементарными способам эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;

· принимать игровые правила и действовать по ним;

· активно участвовать в коллективных занятиях и играх;

· принимать и предлагать помощь при выполнении заданий или игры.

Таким образом, ребёнку-первокласснику недостаточно только чётко и грамотно ПРИЗНОСИТЬ слова, а важно этой чистой и грамотной речью ОБЩАТЬСЯ.

Все вышеперечисленные коммуникативно-речевые умения формируются у ребёнка не вдруг и не «сами по себе», а являются результатом воспитания ребёнка в течение предшкольного детства, начиная от рождения. Причём, главная роль в этом процессе принадлежит родителям.

Наши рекомендации родителям: 

1. Выслушивайте своего ребёнка до конца, но следите, чтобы он выслушивал Вас (иначе сформируется привычка «играть в одни ворота»), не перебивайте его, не подсказывайте слово, мысль, не договаривайте за него.

2. Посвящайте не менее 15 минут в день личному общению с ребёнком, обсуждению его проблем, интересов, достижений. Поддерживайте естественный контакт глазами во время разговора с вашим ребёнком. Показывайте ребёнку, что вы его любите и цените таким, какой он есть, что вам нравится общаться с ним.

3. Развивайте голосовые, дыхательные, речевые возможности своего ребёнка: читайте книги, делайте зарядку, пойте больше песен, двигайтесь под музыку, выполняйте упражнения на ритм, движение и голос.

4. Не перегружайте ребёнка речевой информацией, особенно, не соответствующей возрасту и ситуации общения.

5. Следите за чёткостью и грамотностью собственной речи, которая является образцом для вашего ребёнка.

6. Установите и соблюдайте правила общения, одинаковые для всех членов семьи: не перебивать друг друга во время разговора; чередоваться во время разговора; не говорить за другого; каждый должен высказаться. Организуйте совместные обсуждения за ужином, где каждый член семьи высказывается.

7. Не лишайте ребёнка естественных радостей общения со сверстниками (даже иногда со знаком минус: драки, споры с братьями и сёстрами, соседскими мальчишками). Это всё неотъемлемая часть жизни ребёнка. Помните, что каждый ребёнок нуждается в опыте полноценного и разнообразного общения.

 
1 февраля 2014 в 21:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.