МБДОУ детский сад №8 г.Самара. Логопедическая группа "СОЛНЫШКО"
Коммуникативно-речевая готовность ребёнка к школеКоммуникативно-речевая готовность – это новый термин, который всё чаще слышат родители современных первоклассников. Более привычно для родителей понятие «речевой готовности» ребёнка, которое включает в себя: · чистое произношение всех звуков родного языка (даже в сложных словах), например, в скороговорках; · умение определять место звука в слове и характеристику этих звуков: согласный \гласный, твёрдый\мягкий; · умение делить слова на слоги, называть ударный слог; · умение обобщать одним словом группы предметов, например, яблоко и апельсин – это фрукты; · умение перечислять по порядку последовательности, например, времена года, дни недели; · умение рассказывать и пересказывать тексты различной сложности; строить высказывания в соответствии с нормами и правилами родного языка. В последнее время акцент переносится на коммуникативную составляющую готовности к школе, поскольку современное информационное общество требует от личности школьника ряд новых умений, в первую очередь, коммуникативных: · устанавливать контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми; · задавать вопросы, обращаться за помощью при поиске и сборе информации; · договариваться и обозначать проблему в конфликтной ситуации; · озвучивать свою точку зрения и дать возможность сделать это собеседнику, а также сопоставить несколько точек зрения; · владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.; · владеть элементарными способам эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; · принимать игровые правила и действовать по ним; · активно участвовать в коллективных занятиях и играх; · принимать и предлагать помощь при выполнении заданий или игры. Таким образом, ребёнку-первокласснику недостаточно только чётко и грамотно ПРИЗНОСИТЬ слова, а важно этой чистой и грамотной речью ОБЩАТЬСЯ. Все вышеперечисленные коммуникативно-речевые умения формируются у ребёнка не вдруг и не «сами по себе», а являются результатом воспитания ребёнка в течение предшкольного детства, начиная от рождения. Причём, главная роль в этом процессе принадлежит родителям. Наши рекомендации родителям: 1. Выслушивайте своего ребёнка до конца, но следите, чтобы он выслушивал Вас (иначе сформируется привычка «играть в одни ворота»), не перебивайте его, не подсказывайте слово, мысль, не договаривайте за него. 2. Посвящайте не менее 15 минут в день личному общению с ребёнком, обсуждению его проблем, интересов, достижений. Поддерживайте естественный контакт глазами во время разговора с вашим ребёнком. Показывайте ребёнку, что вы его любите и цените таким, какой он есть, что вам нравится общаться с ним. 3. Развивайте голосовые, дыхательные, речевые возможности своего ребёнка: читайте книги, делайте зарядку, пойте больше песен, двигайтесь под музыку, выполняйте упражнения на ритм, движение и голос. 4. Не перегружайте ребёнка речевой информацией, особенно, не соответствующей возрасту и ситуации общения. 5. Следите за чёткостью и грамотностью собственной речи, которая является образцом для вашего ребёнка. 6. Установите и соблюдайте правила общения, одинаковые для всех членов семьи: не перебивать друг друга во время разговора; чередоваться во время разговора; не говорить за другого; каждый должен высказаться. Организуйте совместные обсуждения за ужином, где каждый член семьи высказывается. 7. Не лишайте ребёнка естественных радостей общения со сверстниками (даже иногда со знаком минус: драки, споры с братьями и сёстрами, соседскими мальчишками). Это всё неотъемлемая часть жизни ребёнка. Помните, что каждый ребёнок нуждается в опыте полноценного и разнообразного общения. 1 февраля 2014 в 21:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.